воскресенье, 7 октября 2012 г.


1)Сущность Монополии
    Монополия представляет собой рыночную структуру, полярно противоположную совершенной конкуренции. Она предполагает существование фирмы-монополиста, являющейся единственным продавцом продукта, не имеющего близких аналогов. Такое положение позволяет монополисту полностью контролировать цены на свою продукцию, поскольку ему не противостоят фирмы-конкуренты.
    Существование монополии невозможно без наличия достаточно высоких барьеров, препятствующих проникновению на монополизированный рынок других производителей.
Важнейшие барьеры:
-Легальные (юридические) барьеры, т.е. барьеры, установленные законодательством той или иной страны.
-Патенты
-Экономические барьеры
2)Ценовая дискриминация
    До сих пор мы исходили из того,что монополист продаёт все единицы продукта по одинаковой цене. Между тем в некоторых случаях он осуществляет ценовую дискриминацию, под которой понимается продажа различных единичных единиц одной и той же продукции по разным ценам различным покупателям(различие цен не вытекают из различий в издержках производства). 
    Ценовая дискриминация возможна лишь в том случае, когда продукт не может быть куплен на одном рынке и перепродан по более высокой цене на другом. 
Различаются три типа ценовой дискриминации:
-Совершенная дискриминация имеет место тогда, когда фирма устанавливает различные цены на каждую единицу товара,т.е. реализует товар по индивидуальным ценам. Тем самым каждый покупатель приобретает продукт по максимальной цене, которую он способен уплатить.
-Дискриминация второй степени.  Монополисты в ряде случаев устанавливают не индивидуальные цены на каждую единицу товара,а выделяют несколько ступеней цены, т.е. некоторые покупатели получают скидки с цены продукта. 
-Ценовая дискриминация третьей степени. Заключается в том,что различные цены устанавливаются для отдельных групп покупателей,а не для отдельных партий товара. 
    Таким образом,ценовая дискриминация привод к тому,что некоторые товары и услуги могут приобретать потребители, которые при отсутствии её вообще бы их не покупали. Фирмы в результате этого увеличивают свой доход. Государство обычно поощряет ценовую дискриминацию, так как она позволяет несколько сгладить неравенство в потреблении.
3)Антимонопольная политика государства
    Одной из важнейших функций государства является создание условий для нормального функционирования рынка. Существование монополистической структуры приводит к значительным отрицательным последствиям для общества, не позволяет использовать все преимущества рыночного механизма. Поэтому государство разрабатывает и реализует антимонопольную политику. Можно выделить три направления антимонопольной политики:
-Во-первых,борьба с монополизацией. 
-Во-вторых, предотвращение антиконкурентных слияний фирм.
-В-третьих, запрет сговоров о ценах, т.е. образования картелей. Запрещены соглашения между фирмами о разделе рынка, групповой бойкот других фирм, манипулирование ставками на аукционах. 
    Не во всех случаях антимонопольное законодательство является достаточно эффективным. Но в целом оно способствует созданию условий для развития конкуренции.  За его нарушения предусмотрены значительная уголовная и гражданская ответственность. 

1 комментарий: